Полузащитник «Краснодара» Шарль Каборе рассказал о том, как спасал семью, стараясь выбиться в футбол, о марсельских фанатах и жизни в России.
«Я не жесткий игрок»
– Где отдыхали в зимний перерыв?
– У себя дома в Ницце, там же отмечал Новый год. Плюс летал с семьей в Буркина-Фасо, – говорит Каборе.
– Как оцените первую часть сезона для себя лично?
– Концовка получилась хорошей, чувствовал себя лучше. Все-таки в начале сезона был не до конца готов физически, потому что не все сборы прошел вместе с командой. Но в итоге принял участие во многих победах «Краснодара». Это радует.
– Какая цель на весну?
– Еврокубки. Конечно, хотелось бы попасть в Лигу чемпионов.
– Волновались, что Смолов мог покинуть «Краснодар» зимой?
– Мы рады, что он остался. Это лидер нашей атаки, лучший бомбардир двух последних чемпионатов России.
– «Краснодар» проиграл пять из пяти матчей против топ-команд. Почему?
– Не забывайте, что соперники играют против нас с особенным настроем, стараются показать себя. В прошлом и позапрошлом годах мы эти команды обыгрывали, да, в этом сезоне пока по-другому, но, думаю, в тройку попасть можем. И взять реванш у тех, кому проиграли в первом круге – тоже. Важно также обыграть более слабые команды. За то время, что выступал в «Марселе», понял следующее: чтобы стать лидером чемпионата, надо обязательно побеждать клубы из второй части таблицы. Тогда поражение от конкурента не так страшно.
– «Краснодар» почти всегда играет в одном стиле. Не думаете, что соперники начинают привыкать?
– Приятно, что нас уже узнают по стилю игры. Но мы, футболисты, только выполняем тренерские установки. Как играть – решает тренер.
– Но что важнее: философия или результат?
– Для нас главное – философия. Передачи в касание, прессинг на чужой половине поля, быстрый выход из обороны. Естественно, мы обязаны показывать хороший результат, потому что «Краснодар» – топ-клуб. Нас будут судить по набранным очкам, а не по впечатлению от игры. Поэтому в идеале нужно и то, и то.
– Самая яркая игра сезона для «Краснодара» – это победа над «Ахматом» после 0:2. Как Шалимову удалось встряхнуть команду?
– Начнем с того, что очень помогли болельщики. Они подняли нам настрой. А тренер был прям: «Мы должны показать свое настоящее лицо ради тех, кто пришел болеть за нас! Идите и продемонстрируйте все, на что способны». Нам повезло, что мы забили быстрый гол, а потом еще один – и в итоге победили.
– На главного тренера оказывалось большое давление по ходу сезона. Это ощущалось?
– Он оставался самим собой. И что важно: руководство выразило доверие тренеру, это объединило всю команду. Да, был маленький кризис, но мы его преодолели. Вышли едиными из ситуации.
– Вы стали первым игроком, удалившимся в пяти чемпионатах России подряд. Всегда играли жестко?
– В молодости я начинал инсайдом, на позиции под нападающим. Любил возиться с мячом, отдавать передачи, следить за ситуацией на поле. Когда стал взрослее, меня передвинули в опорную зону. Но не могу сказать, что я жесткий футболист. Тут, скорее, дело в инстинктах. Бывают моменты, когда я просто хочу забрать мяч, но получается фол. Это не специально.
«Не против остаться в „Краснодаре“ до конца карьеры»
– Академия «Краснодара» одна из лучших в стране. Уже несколько воспитанников играли за основной состав, забивали. Кто из молодых впечатляет?
– Жигулев, Игнатьев. Но есть и много других талантливых ребят. Работа, которая ведется в Академии «Краснодара», в будущем может быть полезна не только для клуба, но и для всей России.
– Общались с Галицким один на один?
– Да. Он любит футбол, понимает и, что важно, вкладывает свои средства в его развитие. Хочу поблагодарить его за то, что он делает – и для академии, и для «Краснодара». Я играл в «Марселе», это великая команда, которая выиграла Лигу чемпионов, но в плане инфраструктуры она не сравнится с «Краснодаром». В России вообще много позитивных моментов в футболе. Людям надо немного потерпеть после чемпионата мира: когда стадионов станет больше, а инфраструктура еще лучше, Россия должна проявить себя.
– В Буркина-Фасо следят за вашими выступлениями в России?
– Там нет трансляций матчей, но многие следят по новостям в интернете. Еще по окончании сезона регулярно покупаю 100 футболок и потом дарю их друзьям и знакомым в Буркина-Фасо. Поэтому о «Краснодаре» там знают.
– Что чаще всего спрашивают о России?
– «Не холодно ли там?» Объясняю, что во время зимы я уезжаю домой, так как в чемпионате перерыв. А летом в России также тепло, как и в Буркина-Фасо. Очень удивляются этому. Можно еще вспомнить последнюю игру в 2017 году, когда в Перми было минус 18. Все были в шоке. Что делать? Все время двигаться, не останавливаться.
– На последнем Кубке Африки вы попали в символическую сборную турнира, а команда Буркина-Фасо взяла бронзу. Вами интересовались европейские клубы?
– Было очень много предложений, в том числе от команд из Франции, Англии, Испании. Не топ-клубы, но с хорошими условиями и задачами. Но я всем отказал. У меня другая цель – качественно отработать свой контракт в «Краснодаре», который действует еще полтора года. Хочу помочь клубу добиться результата.
– Можете представить, что останетесь в «Краснодаре» до конца карьеры?
– Конечно. Если будет такая возможность, почему нет? Здесь я получаю удовольствие от всего: мне нравится наша игра, а семье комфортно в Краснодаре.
«После поражений в „Марселе“ лучше было не выходить из дома»
– Африканский футбол в России представляется таким: дети играют босиком, мячи делают сами – из чего получится. Все так?
– Сейчас многое отличается от того времени, когда мы начинали. Тогда дети действительно самостоятельно делали мячи из банановых веток. Сейчас такого нет. Где-то вы еще можете найти ребят, играющих босиком, но этого уже гораздо меньше. Условия улучшаются, открываются много футбольных академий. Я сам прошел через одну из таких. Кстати, теперь я купил ее и спонсирую.
– Помогаете месту, где выросли?
– Стараюсь. И не только друзьям, знакомым. Привожу подарки в детские дома, например, организовываю турниры, раздаю еду и деньги бедным. Планирую закупить медицинское оборудование для госпиталя в городе, где я вырос. Если могу помочь, то должен это сделать.
– Когда впервые поняли, что хотите стать профессиональным футболистом?
– После смерти отца. Мне нужно было заработать денег для семьи – у меня пять братьев и сестер. Когда отца не стало, я был самым старшим. У нас принято, что именно старший брат в таких случаях занимается воспитанием всех остальных. Выбора у меня просто не было – только каким-то образом найти способ заработать денег. В академии мне иногда помогали, но случалось так, что оставался без еды, без денег вообще. Как-то нужно было выходить из этой ситуации.
– Как вы попали во Францию?
– Это похоже на кино. Меня заметили на матче сборной против Сенегала, того самого, что обыграл великую Францию на чемпионате мира в 2002 году. Позвали на просмотр в «Либурн» на две недели. Уже через три дня мне сказали: «Оставайся». Это был самый счастливый день в моей жизни! Другим сложно это понять, но тогда я понял, что смогу помогать семье, содержать дом в Буркина-Фасо. А год спустя я подписал контракт с «Марселем» – и всю ночь после этого не спал. Перебирал две сумки с экипировкой, что мне дали. Никак не мог поверить! «Марсель» – самый популярный клуб во Франции, я с детства за него болел. Все мечтают в нем играть. И мне удалось: и в Лиге чемпионов поучаствовал, и выиграл чемпионат Франции.
– Марсель – очень футбольный город.
– О, да. Город живет ради футбола. Представьте, я никогда за пять лет не оплачивал сам счет в ресторане, когда жил в Марселе. Мне просто не давали этого сделать. С другой стороны, если результаты у команды не идут, лучше не выходить из дома. И ездить только на клубной машине. Потому что твою могут закидать камнями. Болельщики будут ждать вас повсюду.
– Вы играли против «Зенита» в Кубке УЕФА, когда Аршавин на последних минутах спас команду от разгрома. Что запомнилось?
– Во Франции тогда Аршавина почти не знали. «Зенит» – знали, да. Первый матч мы очень хорошо провели, поэтому подумали, что второй станет легкой прогулкой. Не ожидали, что «Зенит» так сильно сыграет, плюс погода была очень холодная.
– Аршавин – самый сильной российский футболист?
– У каждого свои качества. Мне нравится Кокорин, Роман Широков – тоже очень сильный был футболист, Мамаев, Смолов, Дзагоев и 17-й номер в ЦСКА… Головин – точно! Дзюба еще. В России много хороших игроков. Аршавин просто показал себя в Англии, а другие пока не выходили на такой уровень, но пусть попробуют! Надо рисковать, уезжать в другие чемпионаты, чтобы проверить на себя.
«Пять лет в России – лучшие в карьере»
– Финансовые проблемы в «Кубани» не разочаровали в российской лиге?
– К счастью, в «Кубани» я в такую ситуацию не попал. Те три года, что я там играл, были супер. Никакого негатива к «Кубани» у меня нет.
– Там вы пересекались с нынешним тренером ЦСКА – Виктором Гончаренко. Чем запомнился?
– Сильный психолог. Постоянно общался с игроками, спрашивал, как дела в семье. Очень нравился такой подход.
– Кучук очень строгий был?
– Нет. Для меня он был, как отец. Может, внешне кажется, что он далек от игроков. Но на самом деле, все наоборот. Он все объясняет, старается понять футболиста. Очень много тактики у него. Казалось, он вообще не спит. Постоянно что-то анализирует.
– В России вы уже пять лет. Главное впечатление?
– Все россияне – патриоты, очень любящие свою страну.
– Часто выбираетесь в город?
– Я домашний человек. Предпочитаю проводить свободное время дома с семьей.
– Вам комфортно в России? Английские СМИ пытаются создать впечатление, что тут бушует расизм.
– Везде есть плохие и хорошие люди. Я расизма в России не заметил – ни в жизни, ни на стадионе. Понятно, что из-за пары случаев нельзя обвинять всю страну.
– Не боялись ехать в Россию?
– У меня было очень много вопросов. Я даже не знал тогда такой клуб – «Кубань». Ну, я рисковал. Но ни о чем не жалею. Все для меня стало сюрпризом здесь, приятным сюрпризом. Я провел пять лучших лет в карьере.
– Почему лучших?
– Потому что было разнообразие. В «Кубани» была и Лига Европы, и сложные ситуации. В «Краснодаре» появились большие командные амбиции, философия. И я получаю удовольствие от игры.
Бывший полузащитник сборной России Игорь Семшов назвал новичка ЦСКА Лусиано ...
Бывший футболист ЦСКА и «Зенита» Дмитрий Хомуха высказался об отъезде российских ...
Бразильский защитник имеет соглашение с ЦСКА, но, как ожидается, останется в ...
Бывший защитник ЦСКА Владимир Пономарёв сравнил новичка армейцев Дмитрия ...
Бывший нападающий ЦСКА Валерий Масалитин высказался об адаптации нападающего ...
Помощник главного тренера «Зенита» Анатолий Тимощук заявил, что нападающий ...
Бывший футболист ЦСКА Дмитрий Кузнецов оценил шансы армейцев на победу в Мир ...
ЦСКА – "Краснодар". Смотрим и обсуждаем.
В ЦСКА перейдет Данила Козлов из "Краснодара".
Полузащитник "Краснодара" Данила Козлов перейдет в ЦСКА, утверждает Иван Карпов.
"Зенит" - "Краснодар". Смотрим и обсуждаем матч 2 тура Зимнего Кубка РПЛ.
Московское дерби в Абу-Даби.
В ЦСКА подтвердили прекращение переговоров по Симичу и Рогановичу из «Партизана»
«Спартак» отказал ПСВ в аренде Угальде
Кисляк может перейти во «Фламенго» или «Палмейрас»
Кузнецов: уверенность в чемпионстве ЦСКА поднялась с усилением определённых позиций
Трансферная кампания "Зенита" не завершена