Фотограф армейцев Денис Тырин начал болеть за ЦСКА в семь лет, хотел стать профессиональным футболистом, но затем увлекся фотографией.
В его портфолио не только спорт – футбол, «Формула-1», ралли, фигурное катание – но и концерты, митинги, поездка в Волгоград после терактов в конце 2013-го. Фотограф отработал семь лет на интернет-портал, а в 2017-м перешел на работу в ЦСКА.
Впервые снимал профессионально на матче сборной, а за съемку игры ЦСКА в Химках получил первые деньги
«Первый раз папа взял меня на стадион в 2001-м на матч ЦСКА – «Сокол», армейцы выиграли 4:0. Мне тогда было семь лет. Папа сильно болеет за ЦСКА, так что для меня никакой альтернативы не было. Я не мечтал работать в любимом клубе, потому что до того, как увлечься фотографией, вообще не представлял, что такое возможно. В 12 лет я хотел стать футболистом: очень много бегал во дворе, играл. Только мне объяснили, что я уже старый, и я начал искать что-то другое.
В 14 лет стал заниматься фотографией: брал камеру в летний лагерь, помогал подруге делать лукбуки, она увлекалась одеждой, снимал болельщиков для фанатских сайтов. Также снимал футбол, друзьям и родственникам нравились мои снимки. Потом появилась возможность заниматься этим более серьезно и снимать с кромки поля. Первый раз за съемку мне заплатили в 16 лет, источник заказал у меня тестовую съемку матча ЦСКА – «Терек» в Химках. Редактора впечатлило, что я снял не только игру, но и то, как болельщики отмечали победу после матча. Тогда я понял, что можно продолжать этим заниматься, вкладывать какие-то деньги, просить родителей поучаствовать.
Запоминающийся опыт – Волгоград после терактов: фотографии Дениса взяли около 50 газет
В феврале 2013-го я пришел к знаменитому фотографу Александру Земляниченко, он шеф-фотограф Associated Press. Показал ему 30 разных картинок: футбол, повседневная жизнь. Я знал, что к нему часто приходят с подобными подборками, но мне он сказал снимать дальше и не бояться присылать снимки, дал свой номер телефона. В какой-то момент они впервые взяли мою съемку – две фотографии с празднования масленицы во время штурма снежной крепости.
Вообще мои фотографии были в разных подборках, например, «Фото дня» в The New York Times и других. Публикации в таких международных СМИ отчасти престижны. Один раз я снимал концерт, где одной из участниц была Ольга Бузова. После него она выложила мою фотографию в инстаграм и собрала 250 тысяч лайков. Мне было приятно.
В конце 2013-го в Волгограде случились теракты, и меня отправили туда работать на несколько дней. Там было немного фотографов, и на утро увидел, что около 50 газет, среди которых в основном были иностранные, опубликовали мои работы. Некоторые даже на главной полосе. Психологически в такие моменты работать очень непросто, важно чувствовать допустимую дистанцию с героями съемок, родственниками погибших, стараться быть максимально незаметным. Сложный опыт, который запомнится мне на всю жизнь.
Я всегда хотел, чтобы мои работы хоть раз вышли в «Русском Репортере», покупал его с большим трепетом. В журнале была очень сильная фотослужба. В самом начале всегда было три огромных разворота, где печатались три злободневных фотографии за неделю. Я всегда мечтал, что когда-то там будет мой снимок, но так и не дождался, и издание, к сожалению, уже закрылось.
***
После чемпионства ЦСКА в 2014-м не сдерживал радость на поле, а фото с победы над «Реалом» обрабатывал до утра
В ЦСКА я пришел в конце 2017-го по приглашению директора по связям с общественностью Сергея Павловича Аксенова. До этого семь лет работал фотографом и фоторедактором в «Чемпионате». Рабочий день всегда строится по-разному. В неигровые дни снимаю тренировки, мероприятия, организованные коммерческим отделом. Выходные, если и случаются, то только в будни.
В день матча я стараюсь приезжать на стадион не позднее, чем за три часа до игры. Уезжаю по-разному: если матч в Москве, обычно делаю все фотографии на стадионе и потом еду домой отдыхать, а после выездной игры мы с командой сразу улетаем домой, и я в самолете доделываю полноценный альбом по матчу.
По нашим стандартам в перерыве всегда выходит подборка фотографий с первого тайма. Во время второго редактор соцсетей берет снимки для сториз и постов в инстаграм, ВКонтакте, фэйсбук и твиттер. Еще я обязательно должен отправить фотографию дизайнеру, чтобы он успел сделать графику с финальным счетом.
За игру делаю от двух до пяти тысяч кадров – зависит от важности матча, уровня соперника. Как правило, 90 процентов удаляются при первичном отборе. Остальные 10 – это в среднем 300 фотографий, из них останется около 50-70, которые пойдут в альбом по матчу, а портреты, другие фото болельщиков и тренеров отправляем в архив для будущих запросов, и чтобы у дизайнера был большой выбор.
На товарищеских встречах альбом можно подготовить за 30-40 минут, а на больших матчах времени, конечно, требуется больше. Помню, после игры с «Реалом» в Лиге чемпионов, когда ЦСКА выиграл 1:0 благодаря голу Влашича, я сидел до утра. Было много фотографий, все хотелось сохранить, не выбрасывать в корзину – это было историческое событие.
Самое важное в моей работе – не проявлять эмоции, как бы мне ни хотелось. Чувства ни в коем случае не должны брать верх над профессиональными качествами. Во время матчей я должен быть спокоен, хладнокровен и фиксировать все, что происходит, независимо от результата. Я сторонний наблюдатель и своим взглядом показываю людям, как увидел матч.
Честно признаться, один раз я не сдержался и пару секунд валялся на газоне радостный, когда в 2014-м ЦСКА второй сезон подряд стал чемпионом.
***
Футболисты редко кривляются на камеру, но иногда могут взять ее и снимать друг друга
Ребята иногда просят что-то снять для них, я часто им говорю: «Мужики, давайте праздновать веселее, ближе ко мне. Я всегда сижу либо в том углу, либо в другом». Они очень часто убегают в другую сторону, и меня это, конечно, огорчает, тут еще не довел свою работу до совершенства. Может, мне нужно шапку розовую надеть, чтобы меня лучше было видно, или как-то еще выделиться.
Я немножко говорю по-английски, этого уровня достаточно, чтобы общаться с ребятами-легионерами. У нас все иностранцы говорят на английском, Марио Фернандес понимает по-русски. Еще пробовал учить немецкий – очень красивый язык, но дальше полугода у меня почему-то не пошло. Это исключительно моя лень. Возможно, когда-то к этому вернусь.
На тренировках футболисты обычно серьезные, если и дурачатся, это никак не связано со мной. На камеру редко кто кривляется. Бывает, кто-то мячом в меня ударит, кто-то скорчит рожицу. На постановочных фото многое зависит от желания человека, которого снимаешь, как он к этому относится. Надо отдать должное, что в ЦСКА ребята хорошо относятся к съемкам. Мы нечасто их проводим, но многие футболисты с удовольствием принимают участие. Чтобы раскрепостить человека, мне лучше всего остаться с ним один на один и поработать хотя бы десять минут.
Если игрок категорически против фотографий, мы не заставляем его сниматься. В этом нет никакого смысла, потому что у человека будет плохое настроение, картинки получатся соответствующими. Конечно, под конец все устают, но тут важно показать, что все получается хорошо и будет еще лучше, если мы сейчас потерпим пять минут.
Иногда игроки сами подходят, берут камеру, просят настроить и снимают друг друга. Те, кого они фотографируют, тоже это видят и начинают позировать, дурачиться, кривляться. Бывало, что забавные картинки получались, и мы их выкладывали.
С некоторыми футболистами можем покидать друг другу мемы, видео, музыку, обсудить новости, фотографию, футбол, творчество. Только вряд ли смогу поддержать разговор про компьютерные игры, приставки, телешоу – это все мимо меня.
***
Многим вещам меня научил Александр Земляниченко. Он до сих пор иногда может где-то подсказать. Также помогает добрым советом Александр Сафонов, а Александру Демидову благодарен, что увидел меня, открыл дорогу в спорт и многому научил. С обоими Александрами мы трудились в источнике. Я сейчас понимаю, что еще многого не знаю и мне есть к чему стремиться.
Из зарубежных коллег для меня выделяется австралийский фотограф Адам Претти. Он сумасшедшие вещи делает. В агентстве Getty Images очень много фотографов, которые снимают на высоченном уровне и репортажи, и коммерческие мероприятия, а сейчас очень важно уметь делать и то, и то.
Также слежу за многими фотографами из других направлений. Люблю пересмотреть и классику: Хельмут Ньютон, Герб Ритц, Питер Линдберг, Энни Лейбовиц – мастера портретной фотографии. Это то направление, чему сейчас я активно учусь, что мне интересно примерно так же, как спорт. Есть еще потрясающий испанский режиссер Еухенио Рекуэнко. Советую посмотреть, какие вещи он снимает.
Согласовано с модератором.
Томас Тухель установил уникальное достижение в Лиге чемпионов среди немецких ...
Атакующий полузащитник «Спартака» Михаил Игнатов рассказал, как бывший главный ...
Защитник «Спартака» Никита Чернов рассказал, как бывший главный тренер команды ...
Исполняющий обязанности главного тренера «Спартака» Владимир Слишкович ...
Главный тренер «Зенита» Сергей Семак считает, что петербургская команда имела ...
Исполняющий обязанности главного тренера «Спартака» Владимир Слишкович ...
Полузащитник петербургского «Зенита» Андрей Мостовой заявил «Матч ТВ», что ...
Что принесет армейцам визит в Черкизово?
Помощник главного тренера «Зенита» Анатолий Тимощук заявил, что считает ...
Армейцы в Черкизове отыгрались с 1:3 и едва не вырвали победу.
Впечатления от вчерашних 3:3 в Черкизове.
Текущий момент.
Семак о полуфинале Кубка России: «Спартак» не удивил
Михаил Игнатов рассказал о командной встрече с Абаскалем после отставки из «Спартака»
"Спартак" не проиграл "Зениту" в Питере. Но остался без финала с ЦСКА в Пути РПЛ
«Не думаю, что была боевая ничья. «Зенит» играл с большим преимуществом». Семак — о матче со «Спартаком»
Эдуард Безуглов: "Агапов и Зделар будут готовиться к матчу ЦСКА с "Ахматом"