Экс-арбитр Алексей Николаев в интервью представил ретроспективу своей карьеры.
— Вы судили Лигу чемпионов, еврокубки. Но так и не попали на международный турнир сборных, хотя были шансы и на Евро-2012, и на ЧМ-2014. Не жалеете?
— Шансы были, но как сложилось, так тому и быть. Могу занести себе в актив юношеский чемпионат мира в Мексике в 2011 году. 33 дня пробыли там с Тихоном Калугиным и Антоном Аверьяновым. Это был космос во всех отношениях!
Во-первых, Мексика — край земли, специфика питания, времени, высоты. Во-вторых — там с тебя сдувают пылинки, только работай. Нам доверили судить полуфинал, где встречались Уругвай и Бразилия. Победили уругвайцы — 3:0. Был пенальти в ворота бразильцев, бесспорный. После шутили, что нас после этой игры не позовут на взрослый чемпионат мира в Бразилии (смеется). С теплотой вспоминая этот мундиаль, всегда благодарю Тишку и Антонио, без них не было бы этого успеха.
По поводу взрослых турниров, конечно, всегда ставишь перед собой самые высокие цели. Но помимо уровня судейства, в элите ты обязан владеть английским языком как своим родным. И честно признаюсь, что того уровня языкового общения, наверно, и не хватило для продвижения в Европе.
Тогда еще появился определенный нефарт, невынужденные ошибки. Условно, при счете 5:0 ошибка, которую ты не можешь объяснить, еще и на английском языке. Естественно, это все шло в минус в рапорте. Я недолго был в списке элитных судей ФИФА. Этот негативный фон не позволил пройти дальше.
— В сентябре 2016 года вы получили руководящую должность в департаменте судейства и инспектирования, при этом продолжали судить. Снова невозможно представить, что это было реально. С этим не было никаких проблем?
— Проблема была одна: отпустили Валентина Валентиновича Иванова. Он несколько раз хотел уйти, в конечном итоге подписали его заявление об уходе. Я в то время не то что стажировался, но будучи судьей перенимал опыт у Иванова и Станислава Сухины.
Когда Валентин Иванов ушел, мне предложили должность, но я еще хотел судить. Пошли на компромисс с Александром Алаевым, до конца календарного года я совмещаю, как бы ни было тяжело. Проще было благодаря тому, что в департаменте остались Стас Сухина и Леонид Калошин. Они мне помогали.
Редкий случай, но меня поняли. Изначально я сказал, что это неправильно, но если нет других вариантов — давайте попробуем до января, а там я либо оставляю работу арбитра, либо РФС находит нового руководителя.
Дальше все знают: прошло всего три недели, появился новый глава департамента (Андрей Будогосский). До конца сезона я стал его заместителем и остался в роли арбитра премьер-лиги.
— Какие впечатления от работы с Валентином Ивановым?
— Он не единожды приходил в руководство судейского департамента. Сначала помогал Сергею Владимировичу Зуеву, во второй раз стал главой. Были и сложные времена, и разногласия, придирки с его стороны, на мой взгляд. Может, с моей стороны так выглядело. С возрастом понимаешь больше…
Один раз наш тренер в футзальном «Полигране» Виктор Аржаных, который постоянно был чем-то недоволен, сказал: «Если я не буду вас критиковать, значит, вы мне равнодушны, и у вас нет перспективы в будущем». Я это запомнил на всю жизнь. Возможно, советы и критика Валентина Иванова сыграли свою роль и позволили мне добиться определенных высот в международной карьере, стать другим человеком. Хотя поначалу было обидно, думал, за что мне все это?
Во второй его приход я думал, что прилетит за все то, что было между нами раньше. Но было отличное понимание. Я уже набрался опыта и воспринимал все по-другому, да и он тоже.
— Какие выводы сделали о работе на руководящей должности в департаменте судейства. Расстрельное место?
— Конечно, расстрельное. Толком не успел почувствовать, насколько это сложно, потому что я работал всего три недели, еще и параллельно судил. Постоянно приходилось объяснять, почему в том или ином игровом моменте в матче принято определенное решение. Тогда это была более открытая история, не как сейчас.
Из знаковых моментов тех трех недель могу отметить, что удалось сохранить Сергея Иванова после скандальной игры «Зенит» — «Спартак» в Санкт-Петербурге (московский клуб обращался с просьбой отстранить судью до конца сезона). Я поручился за него перед Виталием Мутко в личной беседе. Довольно дружественный диалог произошел, но маятник мог качнуться как в сторону «помиловать», так и «казнить».
Сумасшедшей ответственностью было в период работы в департаменте судить «Спартак» — ЦСКА.
— Как принималось решение об арбитре на этот матч? Вы сами себя назначили?
— Была создана комиссия назначений. По факту же окончательное решение принимал все равно я. Можно сказать, что утвердил сам себя. Тогда комментатор матча Константин Генич в эфире сказал: «Сегодня судит главный судья всех судей в России». Знаковая история. Это была игра, которую благодаря корреспонденту Евгению Дзегулю полностью освещали телеканалы «Матч ТВ» и МАТЧ ПРЕМЬЕР. Даже в судейскую до игры заходили. После матча я и инспектор матча Сергей Французов дали интервью. Мне хотелось показать, что судьи максимально открытые, нормальные люди, как и все. Сейчас вспоминаешь и это кажется фантастикой. Невозможно представить сегодня реалии того времени.
Плюс на ту игру я вышел со своими дочками Ксенией и Анастасией. С тех пор у меня одна и та же заставка в телефоне. Эмоционально это несравнимо ни с чем, потому что в случае ошибки мне бы нечего было сказать судьям, которыми я по факту руководил это короткое время. После этого многие судьи на своих играх тоже стали так поступать, выходить на игру со своими детьми за руку.
Более того, в той игре я не показал ни одной желтой карточки, что тоже вошло в историю. Уникальный случай для дерби всея Руси, который до сих пор не повторился.
После этого у нас был небольшой запланированный сбор, где высшее руководство РФС приняло решение отодвинуть все договоренности на второй план и назначить нового руководителя департамента судейства.
— Спокойно это восприняли?
— Спокойно это воспринять тогда было невозможно. В отношениях с руководством — да, но сами представляете, что было на душе. Была договоренность, я строил планы на будущее, потому что судить до 50 лет не собирался. И в один миг мне сообщили о новом руководителе со своей командой и требованиями. Конечно, это было потрясением для всех. Я видел отношение ребят, у нас был отличный коллектив. Понимал, что если возглавлю судейский корпус, то у меня будет поддержка со стороны арбитров.
— При этом каких-то скандалов с руководством не было?
— А какие могли быть скандалы с руководством. Конечно, нет. С Александром Алаевым у нас хорошие отношения были, есть и, надеюсь, будут. Я прекрасно понимал, что это не его решение, хотя обсуждали мы это с ним.
— Решение Виталия Мутко?
— Конечно.
— Почему тогда не обсудили с Виталием Леонтьевичем?
— Мы встретились, но что я мог сказать? Говорить о несправедливости — детский лепет. В футболе тренера или руководителя могут уволить в любой момент, так же и здесь. Тем более у меня на тот момент не было опыта управленца.
— Вы окончательно покинули должность в департаменте летом 2017 года. За это время вам поступали предложения снова поработать в РФС?
— Из года в год менялись руководители, которые приходили со своей командой и, думаю, не видели меня в ней. Тем более, иностранцы. Со стороны департамента судейства и инспектирования за эти годы никаких предложений не поступало.
— А вам было бы интересно?
— Тогда, наверное, да.
— А сейчас?
— Если раньше, наверное, согласился бы без раздумий, то сейчас… Не то что переболел, но понимаешь, что всему своё время. Очень рад, что сегодня есть возможность работы с настоящими профессионалами своего дела — комментаторами, заслуженными футболистами и тренерами в эфирах телеканалов «Матч ТВ» и МАТЧ ПРЕМЬЕР.
— Можете вспомнить запоминающуюся историю из вашей карьеры арбитра?
— Есть история об управлении игрой. Не помню матч, кажется, Первая лига, очень давно. Со мной в бригаде был один из самых титулованных помощников Тихон Калугин — один из немногих, кто не дружит с мячом, но дружит с флагом. В одном моменте он принял спорное решение, ко мне подбежал молодой футболист. «Рэф, что он делает? Ошибается же!» Я опешил, но экспромтом говорю: «Я его сегодня первый раз вижу, познакомились за два часа до матча. Не знаю, кто это». И настолько откровенно получилось, футболист поглядел на меня, потом на него: «Ааа, ну понятно». А тогда у нас уже были переговорные устройства, то есть Тихон все это слышал.
Минут через 10-15 опять пересекаемся с этим футболистом, пауза в игре. Я ему серьезно сказал, чтобы он на всю жизнь запомнил этот день, потому что сегодня его игру судит элитный помощник, у которого уже тогда за плечами было под 200 игр в высшем дивизионе. И тогда парень вообще запутался и потерялся (смеется).
Сам от себя такого не ожидал, но это было круто. И Тихон не обиделся, и этот футболист больше проблем не доставлял.
— На каком стадионе было сложнее всего работать?
— Нет таких, но про каждую арену можно что-то рассказать. На «Петровском» в Санкт-Петербурге в 2003 году был мой дебют в игре «Зенит» — «Ротор», ее не забудешь. Тем более такая россыпь звезд: Радимов, Кержаков, Есипов, Алдонин… А я молодой, только начинающий свой путь в РПЛ. «Открытие Арена» — стадион, который нам посчастливилось открывать, памятный матч с «Црвеной Звездой». Красиво закольцевали историю спустя 10 лет ретро-матчем: 30 тысяч зрителей, МакSим, все футбольные звезды.
«Стэмфорд Бридж» — аристократы, все дела. Но там судейская на четверых маленькая, а мы вшестером ездили. Тихон Калугин раздевался в душе в поддоне. Приходит инспектор, спрашивает, где ваш помощник? А Тихон в душе за занавеской переодевается. А судейская еще в старых «Лужниках» осталась в памяти как самая большая, потому что в то время еще не было новых стадионов, резервный между совещанием и матчем мог даже поспать на диванчике.
Сложных же стадионов нет, все они прекрасны по-своему, со своими намоленными местами. Вспоминается стадион в Перми, там отличные болельщики, которые ждали судей после матча, чтобы получить автограф. А про новые стадионы даже не говорю — это фантастика. Некоторые удалось посетить — это космос. Особенно вспоминая время, когда у нас раньше новый стадион «Локомотива» считался лучшим в стране.
Вратарь и капитан московского ЦСКА Игорь Акинфеев выбрал лучшего футболиста ...
Защитник «Крыльев Советов» Никита Чернов прокомментировал конфликт между ...
Нападающий ЦСКА Энрике Кармо прокомментировал «СЭ» стычку футболиста армейцев ...
Защитник Матвей Лукин после победы над «Крыльями Советов» оценил работу с главным ...
Полузащитник «Крыльев Советов» Фернандо Констанца поделился впечатлениями от ...
«Аль‑Наср» победил «Аль‑Хазм» в матче шестого тура чемпионата Саудовской ...
«Ливерпуль» уступил «Брентфорду» в выездном матче девятого тура чемпионата ...
По горячим следам дерби с "Локомотивом".
«Локомотив» дома одержал победу над ЦСКА в матче 12-го тура РПЛ — 3:0.
Проиграно сражение, но не война.
Кисляк забил, Круговой отдал на Алеррандро, а в итоге 3:2.
Армейцы победили самарцев со счетом 1:0.
Круговой уже сыграл за ЦСКА больше минут в РПЛ, чем за "Зенит"
Футболист ЦСКА Кармо заявил, что не владеет бойцовскими приемами Рассказова
Констанца – об игре с ЦСКА: в футболе ты не всегда получаешь то, чего заслуживаешь
ЦСКА переборол "Крылья Советов"
«Не позволю никому толкать игрока ЦСКА». Лукин — о стычке Глебова и Рассказова